Материалы о роде Юсуповых
Род Юсуповых
Юсуповы
Князья Юсуповы
Род Князей Юсуповых
Князья Юсуповы
Родовое проклятье
От рода Магометова
И князья хозяйствовать умели...
Николай Борисович Юсупов
Николай Борисович Юсупов младший
Тот ли это Рибопьер
Состояние Юсуповых в начале ХХ в.
Николай Феликсович Юсупов
Воспоминания офицера
Мария Романова и Феликс Юсупов
Астрологическое исследование
След Юсуповских сокровищ
Жемчужина Князя Юсупова
Материалы о культурном наследии Юсуповых
Возрождение Юсуповского дворца в Москве
Дворцовый комплекс Юсуповых в Ракитном
Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге
Подмосковная усадьба "Архангельское"
Дворец в "Архангельском"
Юсуповский дворец в Крыму (Кореиз)
Церковь Спаса Всемилостивого
Портреты Князей Юсуповых
Портрет Феликса Юсупова
Грезы о Востоке
Маленькое русское безумство в Бретани
Фарфор завода Юсуповых
Материалы о графах Сумароковых-Эльстонах
Король ПруссииФридрих-Вильгельм IV
Генеалогическая роспись рода Сумарковых-Эльстонов
Михаил Николаевич Сумарков-Эльстон
Материалы по убийству Распутина
Распутин. Криминальное чтиво
Чисто политическое убийство
Князь, которого знают все

 

Возрождение Юсуповского дворца

Юсуповский дворец в Большом Харитоньевском переулке, известный как «Волковы палаты», – яркий архитектурный памятник XVII—XIX веков. Можно утверждать, что это одна из самых старых гражданских построек, которые, наряду с палатами князей Долгоруких на Покровке, палатами думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеньевской набережной и Белыми палатами на Пречистенке, сохранились в историческом центре города.
Местность, на которой возведены старинные жилые палаты близ церкви св. Харитония, была хорошо известна в средневековой русской столице. В XVII веке между улицами Мясницкая и Покровка (от нынешнего бульварного кольца и до Земляного вала) находилась Огородная слобода, где жили царские огородники, которые выращивали и поставляли свежие овощи к государеву столу, торговые люди, бояре, дворяне, священники. При Петре I проходящая здесь Мясницкая улица превратилась в главную дорогу парадного царского выезда, именно тогда Огородная слобода стала одним и самых престижных мест Москвы. Здесь имели дома царские приближенные — Юсуповы, канцлер Бестужев-Рюмин, располагалась резиденция московского обер-полицмейстера.
На XVII век пришлось начало активного каменного строительства: в новом материале перестраивались церкви, административные и общественные здания, дворцы (например, Теремной и Потешный в Кремле) и жилые дома – палаты. Архитектура этого времени продолжает традиции древнерусского зодчества. Для каменных палат характерна асимметричная композиция, сложные силуэты, шатровая крыша, «красное крыльцо». Фасады отличает обилие богатого декора. Белокаменная резьба и многоцветные изразцы, ажурные кованые решетки и резные подзоры, коньки и флюгера на крышах — таковы характерные черты нового архитектурного стиля, получившего название московского или нарышкинского барокко.

ПО ПРИКАЗУ ИВАНА ГРОЗНОГО
Первое строение «в Огородниках» было возведено при Иване Грозном. Царь, страстно увлекавшийся охотой, приезжал в дремучий лес, простиравшийся от нынешних Сокольников до Красных ворот. Охота часто длилась несколько недель, и по государеву указу для отдыха и ночлега был построен подмосковный охотничий дворец, названный Сокольничим. Место его возведения было выбрано не случайно. По старинному преданию, Иван Грозный, любивший зимой охотиться в этих местах, проезжая однажды верхом через сосновый бор, зацепился за ветку собольей шапкой, которая упала в снег. Не на шутку разгневавшись, царь приказал вырубить на этом месте вековые сосны и на широкой поляне возвести каменный дворец. Позже, обустроив дворец по своему вкусу, Иван Грозный часто в нем гостил, любил пиры с гуслярами и певчими из Задонских степей.
По государеву приказу был проведен подземный ход от Сокольничьего дворца в Кремль, который соединялся с другими многочисленными подземными дорогами, расходившимися от кремлевского холма в разные стороны к заставам. Иван Грозный часто пользовался известным только ему тайным подземным путем и неожиданно появлялся в Кремле или на одной из застав, а затем, инкогнито смешавшись с толпой, возвращался в Москву, слушая людскую молву.
Точная дата постройки дворца и имена строителей неизвестны. Предполагается, что его строили русские мастера. Отчасти это подтверждает в своих воспоминаниях Феликс Феликсович Юсупов-младший, повторяя семейную легенду: «Строили этот дом архитекторы Барма и Постник, те самые, что создали в Москве Собор Василия Блаженного».
В книге А. Потапова «Очерк древней русской гражданской архитектуры», изданной в 1903 году, сведения по истории строительства дворца в «урочище Огородники» крайне скудны. В «Очерке» упоминается о художественном альбоме 1851 года «Русская старина в памятниках церковного гражданского зодчества», в котором написано следующее: «В Земляном городе в Б. Харитоньевском переулке уцелели старинные палаты — памятник начала XVIII, а может, конца XV столетия. Прежде дом принадлежал Алексею Волкову». В издании об истории палат, вышедшем в 1917 году, указывается, что «сей дворец отстроен был в 1555 году», но многие историки и архитекторы, в частности, известный москвовед П. В. Сытин подвергает сомнению данные сведения, так как исторических документов, подтверждающих точность датировки, не найдено.
Зато достоверно можно утверждать, что владельцем теремов «у Харитония» был ближайший сподвижник Петра Великого, дипломат и вице-канцлер барон Петр Павлович Шафиров, которому за заслуги и преданность царь пожаловал большие владения с каменным домом близ Мясницкой. Вскоре вице-канцлер был обвинен в казнокрадстве, попал в немилость, и конфискованные у него палаты в 1723 году были отданы графу Петру Андреевичу Толстому, который стоял во главе Тайной канцелярии и вел следствие по делу царевича Алексея. В результате дворцовых интриг против князя Александра Даниловича Меньшикова, граф очень скоро оказался в опале и был сослан вместе с семьей в Соловецкий монастырь, где вскоре и умер.
В 1727 году палаты отошли к новому хозяину — обер-секретарю Военной коллегии Алексею Волкову, ближайшему помощнику Меньшикова, который, как свидетельствует в письме своему покровителю сам Волков, «от самого младенчества, в вашу милость милостиво принять и отечески воспитать и обучить и всегда содержать изволили». В том же году Меньшиков терпит поражение в борьбе за власть, и «светлейшего» ссылают. У Волкова, как единомышленника опального князя, по приказу Петра II имущество отбирают, «понеже Алексей Волков, был при князе Меньшикове, явился во всех его, князя Меншикова, непорядочных и худых поступках согласник <…> деревни и московский двор от него взять». Интересно, что владельцем палат Волков был совсем недолго, меньше полугода, но его имя в истории закрепилось за Сокольничим дворцом, который с первой половины XVIII века в исторических документах стал именоваться палатами Волкова.
В том же 1727 году Петр II подарил дворец князю Григорию Дмитриевичу Юсупову-Княжеву, жившему в палатах до своей кончины в 1730 году. При нем было положено начало легендарным богатствам рода Юсуповых, которые владели множеством дворцов, усадеб и деревень по всей России (всем известен Юсуповский дворец на Мойке в Петербурге). «Волковы палаты» считались главным родовым дворцом князей Юсуповых в Москве, которым также принадлежала и красивейшая усадьба в подмосковном Архангельском. Именно в это время древние палаты в Большом Харитоньевском стали называться Юсуповским дворцом.

ЮСУПОВЫ
История дворца неразрывно связана с именем самого знаменитого представителя княжеского рода — князя Николая Борисовича Юсупова (1750-1831), «просвещеннейшего человека» своего времени и талантливого политика.
Князь являлся действительным тайным советником, сенатором, министром, членом Государственного совета, был первым директором Эрмитажа, Главноуправляющим московской экспедицией кремлевского строения и мастерской Оружейной палаты, заведовал всеми театрами России, был русским посланником в Италии.
Во дворце продолжительное время жила одна из самых красивых и образованных женщин России, прямая наследница рода Юсуповых — Зинаида Николаевна. Самая богатая невеста России, она вышла замуж за праправнука М. И. Кутузова и внука прусского короля, русского графа Сумарокова-Эльстон, генерал-губернатора Москвы (1915). Император Александр III разрешил носить графу имя князь Юсупов и передал ему родовые титул и герб, чтобы не пресеклась знаменитая фамилия.
Последним владельцем дворца был их младший сын Феликс Феликсович Юсупов-младший, известный как активный участник кровавого заговора против Распутина. Род Юсуповых владел палатами 190 лет — до 1917 года.

ПУШКИНСКИЙ ПЕРИОД
Юсуповский дворец связан с именем великого русского поэта А. С. Пушкина, который никогда не был владельцем здания, но несколько лет в нем жил. С 1801 по 1803 годы Сергей Львович Пушкин со своей семьей снимал западную часть палат (флигель) «со всеми принадлежностями и хозяйственной частью». Юный Пушкин часто играл в примыкавшем к дому саду, ходил со взрослыми на службу в церковь св. Харитония, гостил в скромной усадьбе в Малом Харитоньевском, 7, которую еще в 1797 году приобрела после смерти мужа бабушка поэта Ольга Васильевна.
В своем творчестве Пушкин не раз обращается к этим местам. Так, по одной из московских легенд, на углу Большого и Малого Харитоньевских переулков до войны находился деревянный домик, в народе называемый «Ларинским» или «домом Татьяны», и будто бы именно он упоминается в седьмой главе «Евгения Онегина». В поэме именно здесь останавливается Татьяна Ларина с матерью, приехавшая «в Москву на ярмарку невест»:
«… В сей утомительной прогулке
Проходит час-другой, и вот
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился…»
Можно предположить, что Татьяна Ларина имеет родственные связи с княжеским родом Юсуповых: ведь она приехала в Москву в гости к тетке, княжне Алине. Интересно, что в 20-е годы XIX века в Юсуповском дворце действительно жила княжна Алина, сестра Николая Борисовича — Александра Борисовна Юсупова.
На протяжении всей жизни Пушкин не терял связи с князем Н. Б. Юсуповым. Последний раз их встреча произошла в феврале 1831 года — князь приехал на праздничныйй вечер, устроенный молодой четой Пушкиных вскоре после свадьбы в квартире на Арбате. Узнав о смерти князя, в одном из писем Пушкин напишет: «Мой Юсупов умер».
Существует предположение, что именно с легкой руки А. С. Пушкина переулок, на котором стоит Юсуповский дворец, стал называться Харитоньевским. Это название официально было утверждено лишь в середине XIX столетия, а в пушкинские времена переулок был известен как Хомутовский, или просто Хомутовка — по имени домовладельца Хомутова, жившего в XVIII веке.
В 1891 году дом, где жила пушкинская семья, был надстроен третьим этажом и тогда же соединен со старыми палатами. Сейчас он составляет крайнюю левую часть современного здания. «Ларинский» домик и церковь св. Харитония Исповедника, к сожалению, не сохранились.

УНИКАЛЬНЫЙ ДОМ
Дошедший до настоящего времени архитектурный ансамбль каменных палат формировался в период конца XV – начала XVIII вв. и представляет собой несколько отдельных теремов на подклетах, с сенями и наружными крыльцами вдоль торцов. Самая старая часть памятника — нижний подклетный этаж крайней правой палаты — датируется концом XVI или началом XVII века. Считается, что на этом месте находился охотничий дворец царя Ивана Грозного. В конце ХVII века строение состояло из двух больших отдельных палат. Более богатыми и представительными были восточные палаты, именно эти покои в начале ХVIII века даровались высокими благодетелями своим приближенным.
В сени второго этажа восточных палат вело Красное крыльцо, над которым возвышался терем. Над входом, согласно русской традиции, находились образы святых князей Бориса и Глеба. На рубеже XVII-XIII веков была возведена большая бесстолпная Столовая палата (около 170 кв. м.), с проездом в нижней подклетной части. С юга и севера к западному объему примыкали одноэтажные хозяйственные строения, стояли избы дворовых людей.
Юсуповы оказались рачительными и предприимчивыми хозяевами. Близ дворца был разбит фруктовый сад и устроена оранжерея. Неподалеку, со стороны Б. Козловского переулка, была выстроена небольшая фабричка по выпуску дешевой шерстяной ткани. Во владении имелось множество вспомогательных служб: каретный сарай, конюшня, (позднее появился и автогараж), ледник, склады, коровник на 20 коров и помещение для торговли молоком и разнообразной дешевой молочной продукцией.
При Юсуповых значительно расширилась территория, прилегающая к зданию: было куплено несколько новых участков и домов, в одном из которых располагался известный по всей Москве Юсуповский театр. Вот как писал о нем современник: «Меня поразила невиданная еще картина. Чем-то сказочным показалась мне эта обширная зала, освещенная люстрой и множеством кенкетов (масляных ламп), окаймленная тройным поясом лож, уставленная рядами кресел»... Здесь устраивались балы и спектакли, литературные и музыкальные вечера. В гостеприимный дом близ Мясницкой часто съезжались ученые и актеры, художники и знатные вельможи. Напротив дворца специально выстроили каменный трехэтажный дом, предназначенный для светских приемов, вокруг которого был разбит знаменитый «Юсупов сад» (именно в нем вместе с няней Ариной Родионовной гулял юный Пушкин).
В конце ХIХ века при Н. Б. Юсупове началась крупномасштабная реставрация здания, которому князь, не жалея средств, стремился придать дворцовое великолепие. Под руководством архитектора В. Д. Померанцева была перестроена западная часть палат, изменен декор фасадов, стилизованный под XVII век, выполнена перепланировка внутренних помещений. Тогда же к двухэтажным каменным палатам был пристроен третий этаж. По указанию князя найденный в бывшей опочивальне подземный ход, шедший к Кремлю, был засыпан.
В 1892 году по проекту архитектора П. Р. Султанова, приглашенного княгиней З. Н. Юсуповой, была проведена реставрация восточной части здания. Крыши сделали более крутыми, а их скаты расписали «в шашку». Восстановили декор кровли — высокие покрытия с флюгерами и каменными дымниками. В окна вставили наружные стекла с разнообразными рисунками переплетов, имитирующие слюдяные окошки XVII века. Фасады получили красивую полихромную окраску, выдержанную в цветовой гамме интерьеров.
При осуществлении реставрационных работ был максимально сохранен наружный декор палат: наличники с коринфскими колонками и с богатыми навершиями, угловые колонки; сложно профилированные карнизы и междуэтажные тяги. Проездная арка и аркада-лоджия западного объема, ранее заложенные, были открыты. В домовой церкви Николая Чудотворца и великомученицы Татьяны, помимо росписи стен и сводов, поставили новый иконостас. В 1895 году со стороны двора к зданию было пристроено новое парадное крыльцо. Тогда же была сооружена каменная ограда с воротами, где помещен герб Юсуповых. Со стороны переулка вдоль красной линии в 1913 году дом был обнесен красивой кованой решеткой, выполненной в мастерских Строгановского училища по образцу решетки XVII в. церкви Николы Мокрого в Ярославле.
Все интерьеры дворца в 1892-95 гг. были декорированы по эскизам Ф. Ф. Солнцева — выполнены богатые настенные росписи «в русском» стиле, резные порталы, бронзовые решетки, подсвечники и фонари. Роспись каждого из парадных залов имела свой уникальный сюжет: так стены одного из залов были расписаны сюжетами, посвященными истории строительства дворца Иваном Грозным. Интерьеры здания украшали фигурные печи начала XVIII века, а также камин из голландских изразцов начала XVII века с рисунками и надписями того времени (сохранились до наших дней).
Многочисленных гостей дворца поражало богатое убранство находящейся на втором этаже Столовой палаты (тронный зал), где устраивались балы и угощения. Высокий куполообразный потолок которой был расписан ночными созвездиями, стены – райскими цветами, изображением сказочной птицы Сирин, дракона. В палату вели три бронзовые, ажурной работы, двери. В простенках между дверями были установлены портреты Петра I и Петра II. До наших дней сохранилась деревянная резьба лестниц, залов, переходов, выполненная в древнерусской традиции.
Согласно моде конца XIX века во дворце была китайская комната. В «портретной» висели портреты всех представителей династии Юсуповых, начиная с князя Ногайской орды Юсуф-мурзы.
Гербовая комната была декорирована по высокому карнизу скульптурными медальонами с гербами рода князей Юсуповых. Эту комнату, стены которой были отделаны шелковыми обоями цвета бордо, украшала большая хрустальная люстра, венецианские зеркала в тяжелых резных рамах, стояла старинная мебель — роскошь и богатство сочетались здесь с изысканным вкусом и чувством меры. В кабинете князя находилась богатая коллекция произведений древнерусского искусства, висел замечательный портрет княгини З. Н. Юсуповой.
Из путеводителя «По Москве», издания М. и С. Сабашниковых 1917 года, можно узнать, что с разрешения хозяев осмотреть богатые интерьеры дворца мог каждый желающий. Интересно, что князь Юсупов, высоко ценивший уникальность своего дома как памятника истории и архитектуры и радеющий о его сохранности, еще в 1914 году писал:
«…Дом имеет значение в смысле археологическом…» — и далее: «…поддержание дворца в настоящем виде стоит огромных расходов, и обложение его по высокой норме не может не отразиться на стремлении домовладельца к такому поддержанию: казалось бы естественным, что Город, идя навстречу культурным запросам общества, должен относиться особенно бережно к реликвиям искусства, а между тем в действительности представитель Города – оценочная комиссия косвенным образом влияет на разрушение таковых реликвий, облагая их высоко». Удивительно, как современно и актуально звучат слова князя в настоящее время.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
После революции 1917 года дворец Юсуповых был экспроприирован государством, а последние владельцы уехали за границу. Коллекция картин, антикварная мебель, собрание редкой хрустальной и фарфоровой посуды, другие предметы интерьера были отправлены в государственные хранилища, многие вещи бесследно исчезли. Одно время до 1929 года во дворце действовал Музей дворянского быта, затем Военно-исторический музей. С 1928 года в здании размещаются различные сельскохозяйственные учреждения, такие как Совхозный институт, Институт планирования, экономики и организации, Всероссийская сельскохозяйственная академия им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), которую многие годы возглавлял академик, ученый-биолог Николай Иванович Вавилов. Здесь работал академик Дмитрий Николаевич Прянишников и многие другие ученые.
В настоящее время в здании располагается президиум Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН). В 2004 году памятник был передан в долгосрочную аренду проектной организации «МежрегионНИИпроект».
В течение долгой послереволюционной жизни уникальный памятник ветшал и разрушался, дворцовые интерьеры претерпели всевозможные изменения. После войны коллективом Центральной государственной реставрационной мастерской были проведены ремонтно-восстановительные работы.
В 1960 году, по Постановлению Совета Министров РСФСР, Палаты Волковых-Юсуповых XVI-XVIII вв. были поставлены на государственную охрану и являются объектом культурного наследия федерального значения.
К городским празднованиям 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина на фасадах здания Юсуповского дворца были проведены реставрационные работы — частично отремонтирована кровля и кованая решетка, выходящая на Б. Харитоньевский переулок.
В 2004 году, на основании планово-реставрационного задания, разработанного Главным Управлением по охране памятников г. Москвы (в настоящее время — «Москомнаследие»), начались масштабные ремонтно-реставрационные работы. До этого проводимая на памятнике реставрация носила скорее случайный, нежели планомерный характер.
Накануне последней реставрации была проведена большая подготовительная работа: обмеры, комплекс научных исследований по памятнику, включающий историко-архивные исследования, изучение документов личного фонда Юсуповых, а также чертежей архитекторов В. Ф. Померанцева и П. Р. Султанова, эскизов художника Ф .Ф. Солнцева, сохранившихся фотоматериалов XIX века.
Научно-проектная документация подготовлена архитекторами Института по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация». Заказчиком на проведение работ является арендующий памятник ООО НИПКИ «МежрегионНИИпроект», генподрядчиком — реставрационная организация ОАО «БАМО», которая совместно с ООО «Реском» осуществляет производственный процесс.
Стремясь максимально сохранить уникальный архитектурный облик памятника, в настоящее время разрабатывается проект его приспособления под современное использование, включающий ремонт внутренних инженерных сетей и оборудования.
Предполагается восстановление разрушенной пристройки XIX века по северному фасаду, разборка наружных стен проездной арки с дальнейшим остеклением проемов витражами.
После предварительного укрепления конструкции кровли планируется замена ее покрытия «в шашку» в соответствии с историческими материалами; подлежат серьезной реставрации южное и северное крыльца, оконные проемы с заменой столярки, каменные и паркетные полы первого и второго этажей.
Проект предполагает два варианта окраски фасадов. В первом варианте, в соответствии с имеющимися историческими сведениями и старыми фотографиями, предполагается полихромная покраска стен и кровли, какой она была в XIX веке — период окончательного формирования существующих объемов и интерьеров здания. Второй вариант – это ныне существующая покраска: кирпично-терракотовые стены и белые детали. Этот вариант покраски более поздний, советского периода. Росписи стен и сводов должны быть отреставрированы в соответствии с рекомендациями художников-реставраторов. «Под занавес» будут проведены работы по благоустройству территории.
Таким образом, благодаря стараниям Комитета по культурному наследию г. Москвы, сегодня мы являемся свидетелями возрождения уникального памятника архитектуры.

Ирина ПИЛИШЕК, искусствовед
Автор благодарит главного специалиста Москомнаследия М. А. Иващенко за помощь в подготовке данного материала. Редакция выражает благодарность генеральному директору «МежрегионНИИИпроекта» Э. Е. Римшу за помощь в организации фотосъемок.

Журнал "Москва и москвичи"