Материалы о роде Юсуповых
Род Юсуповых
Юсуповы
Князья Юсуповы
Род Князей Юсуповых
Князья Юсуповы
Родовое проклятье
От рода Магометова
И князья хозяйствовать умели...
Николай Борисович Юсупов
Николай Борисович Юсупов младший
Тот ли это Рибопьер
Состояние Юсуповых в начале ХХ в.
Николай Феликсович Юсупов
Воспоминания офицера
Мария Романова и Феликс Юсупов
Астрологическое исследование
След Юсуповских сокровищ
Жемчужина Князя Юсупова
Материалы о культурном наследии Юсуповых
Возрождение Юсуповского дворца в Москве
Дворцовый комплекс Юсуповых в Ракитном
Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге
Подмосковная усадьба "Архангельское"
Дворец в "Архангельском"
Юсуповский дворец в Крыму (Кореиз)
Церковь Спаса Всемилостивого
Портреты Князей Юсуповых
Портрет Феликса Юсупова
Грезы о Востоке
Маленькое русское безумство в Бретани
Фарфор завода Юсуповых
Материалы о графах Сумароковых-Эльстонах
Король ПруссииФридрих-Вильгельм IV
Генеалогическая роспись рода Сумарковых-Эльстонов
Михаил Николаевич Сумарков-Эльстон
Материалы по убийству Распутина
Распутин. Криминальное чтиво
Чисто политическое убийство
Князь, которого знают все

 

Портреты князей Юсуповых

Валентин Серов, мастерски владея всеми жанрами живописи, более всего преуспел как портретист и суме, как никто другой, передать всё многообразие этого жанра. В 1887 году, 22-летним, он нашёл новое решение в картине “ Девочка с персиками“, создав удивительный портрет в интерьере. Вскоре галерея родных и близких сменилась изображениями художников, меценатов, артистов. C 1890-х годов Серову заказывали портреты князья. А потом придёт время парадных портретов. Среди них особое место занимают портреты семейства Юсуповых, демонстрирующие нетрадиционное решение жанра парадного портрета.
Впрочем, и семья была удивительная. Кто нынче может похвастаться, что проследил историю своего рода на 70 поколений назад? А младший сын княгини Юсуповой, Феликс, нашёл в архивах упоминание о том, что основателем их рода был некий Абубекир бен-Райока, живший в шестом веке. Продолжатель этого рода, хан Юсуф, был назван Иваном Грозным другом и братом. Правнук Юсуфа, Абдул Мурза, обратился в христианство, принял имя Дмитрия и получил от царя Фёдора титул князя Юсупова. При Екатерине Великой прославился князь Николай Борисович Юсупов, один из образованнейших и состоятельнейших людей России, владелец многих усадеб, в том числе и знаменитейшего Архангельского. Вот таких ярких предков имела красавица Зинаида Юсупова, обладательница огромнейшего состояния, вышедшая замуж не за наследника какого–либо европейского двора, как предполагал её отец, а за простого офицера Феликса Сумарокова-Эльстона.

Конечно, Ф.Ф. Сумароков–Эльстон был не так уж “прост”. Его отца, Феликса Николаевича Эльстона, считали сыном прусского короля Фридриха- Вильгельма IV и графини Тизенгаузен, внучки Кутузова.

Женившись на последней представительнице рода Сумароковых, он получил право именоваться графом Сумароковым-Эльстоном. Их сын, Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон, взяв в жёны княгиню Зинаиду Юсупову, также последнюю представительницу своего рода, получил право для себя и своей жены именоваться князьями Юсуповыми, графами Сумароковыми-Эльстонами.

Такие именитые заказчики достались Серову, довольно иронично относившемуся к титулам и богатству, не терпящему поучений в искусстве даже от императорских особ. Однако на этот раз он нашёл взаимопонимание с семейством Юсуповых.

Сын княгини Юсуповой Феликс восхищался своей матерью. Он описывал её как тонкую, грациозную, темноволосую, смуглую, голубоглазую, мудрую, артистичную, обаятельную, добрую и в тоже время скромную и простую женщину.

Портреты удаются тогда, когда между портретируемым и художником возникают невидимые нити взаимной симпатии. Вот и Серов был в восторге от своей заказчицы, а у неё в своё время вызывал симпатию он.

Зинаида Юсупова, мать двоих взрослых сыновей на портрете Серова изящна и грациозна. Этот портрет не в официозном стиле, образ героини скорее камерный. Художник выбрал холодные тона для этого произведения.

Серов не отказывается от всех атрибутов парадного жанра: и туалет княгини – вечерний с большим декольте, и значительные размеры холста говорят о приверженности традициям парадного портрета. Зинаида Николаевна отказалась от большого количества украшений – только серьги и брошь, это скорее личная черта характера.

Знатоки искусства оценили работу Серова, а люди запомнили Зинаиду Николаевну такой, какая она на портрете Серова.

Почти все портреты князей Юсуповых Серов писал в их подмосковном имении Архангельское. Кроме портрета З.Н. Юсуповой, Серов запечатлел самого князя Юсупова и их сыновей Феликса и Николая. Две из этих работ – князя на лошади и Феликса с бульдогом – Серов считал своей удачей. Менее удачным художник считал портрет старшего сына – Николая Юсупова, который, несмотря на простоту замысла, а может быть и поэтому, шёл трудно: “А вот старший сын не дался. Оказывается, я совсем не могу писать казённых портретов – скучно. Впрочем, cам виноват, надо было пообождать и присмотреться”. На портрете Николай изображён в двубортной штатской куртке тёмно – серого цвета с приглушённым сиреневым оттенком. В этой работе проявляется именно серовская цветовая гамма: голубовато-серый цвет одежды и охристо-рыжеватый цвет кресла карельской берёзы. Особенно хороши обобщённая, построенная на больших цветовых отношениях живопись, длинные, энергичные мазки, цельность и компактность произведения.

Портрет этот менее психологичен, чем изображения остальных членов семьи. Через пять лет после написания портрета 26-летний Николай погиб на дуэли, и его мать долго не могла оправиться от этого потрясения.

Cамым притягательным явился портрет Феликса Юсупова-младшего. Может показаться странным, что этот юноша, эгоистичный и самовлюблённый, так глубоко и серьёзно понял личность художника: “Это был обаятельный человек. Из всех великих художников, каких я встречал в России и за рубежом, он оставил самое яркое и живое воспоминание. Его восхищение Архангельским легло в основу нашего взаимопонимания. Его передовые идеи не прошли без влияния на развитие моего ума.”

В цикле портретов князей Юсуповых Серов обращается к свободной живописной манере. Только миловидное лицо юноши написано деликатными мазками.

На портрете Феликсу 16 лет, он не просто хорош собой, но и несёт отпечаток чего-то мистического, как знаменитый герой Оскара Уальда Дориан Грей. Возможно, это впечатление усиливается тем, что утончённый юноша через 13 лет станет вдохновителем и участником убийства Распутина.

А художника, предвидевшего на портрете будущую демоническую личность, в это время уже не будет в живых. Не узнает он и том, что 13 апреля 1919 года семейство навсегда покинет Россию на английском броненосце “Мальборо”.

Старшее поколение Юсуповых поселилось в Италии. Ирина и Феликс Юсуповы собирали в Париже, Лондоне и Нью-Йорке средства для поддержания русских эмигрантов, искали для них рабочие места, а в 1924 году открыли в Париже Дом моды “Ирфе”, название которого состоит из первых букв их имён. В нём работали многие беженцы из России, и в 1920- е годы он был известен в столице моды.
Во многом судьба портретов семьи Юсуповых оказалась счастливей их прототипов. Они по праву заняли значительное место в истории русского искусства, в то время как изображённым на них людям так и не удалось послужить своей родине в той мере, на какую они были способны.

Примечание: со всеми упомянутыми в статье полотнами можно ознакомиться на http://yusupov.ucoz.net.

Литература:
“Русский музей”
“Юсуповы в Архангельском”
“Великолепные полотна”

Журнал "Времена"